info@motivrosta.ru - Для вопросов и предложений
alexeydzhuruk
психотерапевт, пациент, бессознательный, прошлое, опыт, человек, процесс, отношение, реакция, неизвестный

Парадоксы психотерапии

Категория:Экспертное мнение

Метки: ,

В наше время существует много профессий, призванных помогать людям. Это психотерапевты, психологи, коучи, социальные работники. У всех разные функции и методы работы. Но, психодинамические процессы любых подобных отношений могут быть универсальными.

Никто не способен познать свое бессознательное самостоятельно. Обычно необходимо прибегнуть к помощь другого человека или специалиста. Для психотерапевтов привычно — видеть себя пытающимися понять бессознательное своего пациента. Но многие забывают, что пациент тоже, сознательно или неосознанно, читает бессознательное психотерапевта.

Для каждого человека существует две реальности – внешняя и внутренняя.

  • Внутренняя — сформирована прошлым опытом и постоянной тенденцией видеть настоящие в ключе прошлого.
  • Внешняя — переживается и воспринимается через призму внутренней.

Одной из важных задач для психотерапевта — научиться распознавать эти реальности и научиться переключаться между ними.

Знание и не-знание.

Иногда терапевтам приходиться длительное время чувствовать свою невежественность и беспомощность. Но многие из нас стараются выглядеть уверенными, словно это главный признак компетентности. Поэтому приходиться прилагать огромные усилия, чтобы сохранить состояние, подобное не-знанию. Поскольку, это позволяет оставаться открытым для нового понимания.

«В каждом кабинете может быть два довольно испуганных человека: пациент и психоаналитик. Если их нет, каждый удивиться, зачем они пытаются выяснить то, что знают все. »

Бион

К сожалению, очень легко спутать не-знание с невежеством. А это порождает иллюзию, что мы все понимаем. Перетерпеть напряжение от не-знания — это единственный способ избежать риска навязывать пациенту свои заблуждения, задача которых лишь защитить психотерапевта от дискомфорта.

Подобие и сходство

В любой незнакомой ситуации элементы, которые можно расценить как известные, воспринимаются бессознательным как знаки. Мы видим в них предупреждающие сигналы о том, что может повториться негативный опыт.

Подобные реакции можно наблюдать в явлении переноса. Пациент видит нечто неизвестное в психотерапевте и пытается опознать это, основываясь на личном опыте (известном). Это позволяет пациенту уменьшить беспокойство неизвестного. Аналогичная реакция может развиваться психотерапевтом, который видит неизвестное в пациенте и интерпретирует это в рамках каких-то известных теорий и концепций.

Поэтому психотерапевту важно удержать баланс между знанием и не-знанием. Это позволяет избегать навязывания пациенту своих иллюзий и клише.

Множества и симметрия

В одной из своих книг Мэтте Бланко рассматривает две математические концепции, которыми можно объяснить проблемы подобия и сходства.

  1. «Множество» определяется как совокупность предметов, имеющих общий элемент.
  2. «Бессознательная симметрия» - бессознательно мы воспринимаем все отношения как симметричные.

Если явления переноса и контрпереноса рассматривать с позиции бессознательных множеств, можно определить что дает начало этому процессу.

Чувства сходства между прошлым и настоящим может быть инициировано как пациентом, так и психотерапевтом. Принято считать, что чаще это делает пациент. Он приписывает элементы своего прошлого опыта психотерапевту или их отношениям; а затем реагирует так, как будто прошлое происходит в настоящем. Однако, если подумать, становиться понятно что этот процесс может быть запущен психотерапевтом.

Ошибочное восприятие подобия как сходства вызывает феномен переноса. В любых отношениях двоих людей не всегда ясно, что и от кого исходит. Все это происходит потому что процессы общения могут быть проективными (когда один дает другому) или интроективными (когда один берет у другого).

Контрпереносные реакции на знакомое

Психотерапевтов обучают контролировать свои контрпереносные реакции на пациентов. Но тем не менее, пациенты продолжают подвергаться неосознаному контрпереносу психотерапевта. Потому что, психотерапевты склонны развивать особых подход к собственной теоретической ориентации или клиническому опыту. Это побуждает психотерапевта реагировать на новые клинические явления фальшивым ощущением узнавания, используя для интерпретации готовые формулировки. Подобный процесс, помогает психотерапевту справиться с тревогой перед неизвестным.

Сталкивались ли вы с подобными парадоксами в своей работе. Расскажите в комментариях.

По мотивам книги Патрика Кейсмента "Обучение у пациента"

С уважением, Алексей Джурук

Нажмите кнопку любимой социальной сети и поделитесь с друзьями

Еще материалы по теме:

чувство, пациент, человек, слово, использовать, мир, внутренний, общение, чувствовать, эмоция

Алекситимия. Суть психотерапии

Психологический диагноз как процесс

Алекситимия. На приеме у психотерапевта

человек, эмоция, чувство, алекситимия, слово, состояние, ребенок, отношение, эмоциональный, собственный

Что такое алекситимия

психотерапевт, аналитик, супервизор, алексей джурук

Почему люди выбирают колдунов?

алексей джурук, психотерапевт, аналитик, супервизор, иркутск

Когда психологу необходима супервизия?

Оставить комментарий

avatar